«Чтение школьников в современном образовательном учреждении». Печать
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

16 апреля 2010 года в Главном управлении образования АТО Гагаузия прошел Круглый стол по теме «Чтение школьников в современном образовательном учреждении».

В работе  Круглого стола принимали участие: заместитель  Башкана Гагаузии Стоянов Н.М., заместитель  Председателя Народного собрания Гагаузии Коваленко Е.К., депутат Народного собрания Гагаузии – председатель комиссии по образованию Кюркчу Г.И., начальник Главного управления образования Гагаузии Балова В.И., директор региональной библиотеки им.П.Драганова, директор муниципальной детской библиотеки, библиотекари учебных заведений автономии.

Участники Круглого стола заслушали выступления и приняли участие в обсуждении проблем, ставших чрезвычайно актуальными в воспитании и образовании детей и подростков.  В ходе Круглого стола поднимались такие проблемы, как: «Развитие детского чтения…», «Интерес к чтению: как его пробудить?», «Не читают. Кто виноват и что делать?», «Формирование традиций семейного чтения», проанализированы итоги анкетирования школьников по вопросу «Для чего люди читают?», ознакомились с основными тенденциями чтения старшеклассников и особенностями чтения воспитанников интерната.

Участники Круглого стола подчеркнули, что основными тенденциями последних лет можно назвать утрату интереса к чтению в обществе, падение престижа образования и знаний, ориентация на некнижные формы культуры. Чтение в наши дни больше ориентируется на удовлетворение информационно-прагматических потребностей, а не общекультурных, эстетических, эмоциональных. Вместе с тем, чтение, как универсальная культурологическая техника, остается важнейшим инструментом образования, социализации и развития личности. Именно чтение формирует качества мыслящего и развитого человека. Человека, умеющего адекватно оценить ситуацию, быстро принять правильное решение, иметь большой объем памяти, владеть грамотной речью, точнее формулировать свою мысль и т.д.

Сегодня функции библиотеки образовательного учреждения не просто меняются и расширяются, меняется сама миссия библиотеки. Из учебно-вспомогательного подразделения, библиотека должна стать информационно-культурным центром школы, базой развития мышления, медиаобразования, формирования информационной культуры.

Возрождение, дальнейшее развитие и выведение на новый уровень традиций семейного чтения как культурной нормы развития ребенка является немаловажной задачей сегодняшнего дня.

Достигнуть эффективных результатов в детском и подростковом чтении возможно только в тесном сотрудничестве библиотеки, школы и семьи при наличии регулярного финансирования. Чтение учащихся во многом зависит от состояния школьной библиотеки, а именно: комплектования фонда, подписки, материально-технической базы и технического оснащения, профессионализма библиотекаря.

Признавая важную роль библиотечного обслуживания на современном этапе развития общества, участники Круглого стола р е к о м е н д у ю т :

Органам законодательной и исполнительной власти:

  • Установить нормативы на комплектование фондов библиотек и на подписку.
  • Предусмотреть выделение государственных средств на  комплектование фондов школьных библиотек, обеспечение их детской, справочной, познавательной литературой, тем самым обеспечить право ребенка не только на учебник, но и на хорошую книгу и журнал.
  • Содействовать изданию и выпуску краеведческой литературы Центром научных исследований и учебно-методической работы при ГУО.
  • Пересмотреть оплату труда школьных библиотекарей, предоставив им социальный пакет педагога.

Министерству просвещения РМ:

  • Обеспечить библиотеки образовательных учреждений нормативными документами (ГОСТы, Положения, Инструкции, Требования и др.) по деятельности школьных библиотек как на государственном языке, так и на русском.
  • Наряду с обеспечением учебниками, возобновить централизованное комплектование фондов школьных библиотек необходимой литературой.
  • Разработать и начать внедрение республиканской программы модернизации школьных библиотек.
  • Разработать положение о проведении республиканского конкурса «Лучшая школьная библиотека».
  • Утвердить в качестве обязательного предмет «Введение в информационную культуру и библиологию».
  • При формировании штатного расписания школьной библиотеки учитывать контингент учащихся, а не количество классов-комплектов.
  • Усилить методическую помощь библиотекам в разных направлениях.
  • Пересмотреть условия оплаты труда школьного библиотекаря.

Органам местного управления:

  • Осуществлять в полном объеме финансирование библиотек и мероприятий, обеспечивающих библиотечно-библиографическое обслуживание школьников.
  • Оказывать финансовую поддержку модернизации школьных библиотек

Главному управлению образования:

  • Разработать план-программу развития чтения школьников на 2010-2015 годы
  • Организовать курсы повышения квалификации школьных библиотекарей.
  • Выявлять, изучать, обобщать и рекламировать положительный опыт работы школьных библиотекарей на разных уровнях.
  • Ознакомить с рекомендациями Круглого стола «Чтение школьников в современном образовательном учреждении» органы законодательной и исполнительной власти.

Руководителям образовательных учреждений:

  • Модернизировать школьные библиотеки, преобразовать их в информационно-досуговые (-культурные) центры
  • Обеспечить условия для работы школьников с информацией в библиотеке, в том числе и он-лайн режиме.
  • Изыскать средства на обновление книжных фондов библиотеки.
  • Возобновить уроки по библиотечно-библиографическим знаниям школьников.

Учителям – предметникам:

  • увеличить долю самостоятельной читательской деятельности учащихся
  • разнообразить приемы работы с текстом
  • расширить круг чтения школьников
  • использовать в работе дополнительный материал к учебнику

Библиотекарям образовательных учреждений:

  • постоянно изучать вопросы детского чтения и обслуживания детей и подростков
  • работать в партнерстве с администрацией учебного заведения, педагогами, с коллегами публичных библиотек, с родителями учащихся
  • особое внимание обращать возрождению традиций семейного чтения, духовно-нравственному, патриотическому, эстетическому воспитанию
  • научить школьников самостоятельно работать с качественной информацией на разных материальных носителях
  • осваивать новые технологии и методы работы
  • повышать уровень своей квалификации через изучение профессиональной литературы,  участие в школьных мероприятиях, РМО библиотекарей, на семинарах, конференциях, встречах на разных уровнях.