Закон об образовании Гагаузии (Гагауз Ери) Печать
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
Автор: Слава   
19.03.2013 06:49

ПРОЕКТ
Закон об образовании Гагаузии (Гагауз Ери)

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

В настоящем законе под образованием понимается процесс организации обучения и воспитания, посредством которого личность достигает определенного уровня физической, интеллектуальной и духовной подготовки, установленного государством, и получает соответствующее свидетельство об образовании. Система образования включает сеть учреждений образования различных видов и форм собственности, учебные программы, технологии и государственные образовательные стандарты различных уровней и направлений, а также органы управления образованием и подведомственные им учреждения и предприятия.

Образование для взрослых - составляющая процесса непрерывного образования, обеспечивающее постоянный доступ личности к науке, информации, с целью их адаптации к постоянно изменяющимся социально-экономическим условиям, профессионального развития, активного участия в общественной жизни, повышение качества жизни.
Инклюзивное образование – действие по развитию и применению ресурсов, существующей практики и обеспечению разных услуг и форм поддержки лиц, с особыми образовательными потребностями, предоставляя им различные возможности реализации основополагающих прав на образование и развитие.
Профессиональное образование – процесс обучения. В результате которого обучаемый получает квалификацию, удостоверенную свидетельством или дипломом, выданными в установленном законом порядке.
Окружная школа – гимназии или лицеи, в которых обучаются дети из двух и более населенных пунктов и имеющие благоприятные условия для качественного образования.
Ресурсные центры - центр воспитания и обучения детей с особыми  образовательными потребностями при учебном заведении.


Глава I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Цель Закона об образовании
Настоящий закон определяет государственную политику в АТО Гагаузия  в области образования и регламентирует организацию и функционирование системы образования.
Статья 2. Правовая основа
Правовой основой образования являются:
а) Конституция Республики Молдова;
b) Закона Республики Молдова «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)»;
с) Уложение Гагаузии (Гагауз Ери);
d) Концепция развития образования в Республике Молдова;
e) настоящий закон и другие законодательные акты, принятые в соответствии с ним.
Статья 3. Приоритет образования
Образование в АТО Гагаузия занимает приоритетное место.
Статья 4. Принципы образования
(1) Образование является единой в концептуальном плане системой при многообразии структур, форм, содержания и технологий учебно-воспитательного процесса.
(2) Политика государства в области образования основывается на принципах гуманизации, доступности, адаптивности, творчества и разнообразия. Образование является демократичным и гуманным, открытым и гибким, формирующим и развивающим и основывается на национальных и общечеловеческих культурных ценностях.
(3) Государственное образование имеет светский характер и свободно от партийно-идеологической, политической, расовой и национальной дискриминации.
(4) Духовно-нравственное воспитание в системе государственного начального образования является обязательным учебным предметом, а в системе среднего, среднего специального и высшего образования - факультативным учебным предметом.
(5) История культура и традиции гагаузского народа является обязательным предметом в начальном и гимназическом циклах образования  и преподается на гагаузском языке.
(6)  В населенных пунктах компактного проживания болгар и украинцев история культура и традиции соответствующего этноса является обязательным предметом в начальном и гимназическом циклах образования  и преподается на родном языке.
(7) Государственное образование является бесплатным.
Статья 5. Задачи образования
(1) Главная воспитательная задача школы заключается в свободном, гармоничном развитии человека и формировании творческой личности, способной адаптироваться к меняющимся условиям жизни.
(2) Цели образования:
а) развитие личности ребенка, его умственных и физических способностей и наклонностей на уровне его максимального потенциала;
b) воспитание уважения к правам и свободам человека независимо от его этнической принадлежности, социального происхождения и отношения к религии - принципам, закрепленным в Уставе Организации Объединенных Наций;
с) подготовка ребенка к жизни в свободном обществе в атмосфере взаимопонимания, мира, терпимости, равенства между полами и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами;
d) формирование потребности трудиться ради собственного и общественного блага, воспитание уважения к создателям материальных и духовных ценностей;
е) воспитание уважения к родителям, к самобытности, языку и культурным ценностям гагаузского народа, а также к национальным ценностям Республики Молдова.
f) привитие ответственного отношения к окружающей среде; формирование экологического сознания;
g) обеспечение всесторонней физической подготовки (профессионально-прикладной - для учащейся молодежи), формирование потребности заниматься физической культурой и спортом на протяжении всей жизни.
(3) Воспитание учащихся и студентов должно осуществляться в духе основных гражданских обязанностей, закрепленных в Конституции Республики Молдова и Уложении Гагаузии (Гагауз Ери), среди которых преданность стране и автономии, забота об укреплении молдавской государственности и автономии.
Статья 6. Право на образование
(1) Право на образование гарантируется независимо от национальности, пола, расы, возраста, религии, социального происхождения и положения, политической принадлежности, наличия или отсутствия судимости.
(2) Государственное лицейское, профессиональное, среднее специальное и высшее образование в равной степени доступно всем в зависимости от способностей и наклонностей.
Статья 7. Государственные образовательные стандарты
(1) Система образования АТО Гагаузия основывается на государственных образовательных стандартах Республики Молдова, обеспечивающих возможность признания национальных документов об образовании за рубежом. Стандарты устанавливают минимальные обязательные требования к различным уровням и ступеням образования. Порядок разработки, утверждения и введения образовательных стандартов устанавливается Министерством просвещения РМ.
Порядок разработки, утверждения и введения образовательных стандартов по гагаузскому языку, истории, культуре и традициям  гагаузского народа устанавливается Министерством просвещения РМ, по согласованию с Главным управлением образования Гагаузии.
(2) Образовательные стандарты составляют основу объективной оценки уровня общей и профессиональной подготовки выпускников независимо от вида и формы образования.
(3) Использование образовательных стандартов обеспечивается также организацией служб психологической помощи, школьной и профессиональной ориентации учащихся на всех уровнях и ступенях образования.
Статья 8. Язык преподавания
(1) Гагаузия обеспечивает в соответствии с Конституцией Республики Молдова, Уложением Гагаузии (Гагауз Ери), Законом Республики Молдова «О функционировании языков», Законом АТО Гагаузия «О функционировании языков на территории Гагаузии (Гагауз Ери)» право на выбор языка обучения и воспитания на всех уровнях и ступенях образования.
(2) Право граждан на воспитание и обучение на гагаузском языке обеспечивается созданием необходимых условий.
(3) Изучение государственного языка Республики Молдова является обязательным во всех учебных заведениях Гагаузии. Осуществление  процесса изучения государственного,  гагаузского  и родных языков во всех учебных заведениях автономии обеспечивается  Министерством просвещения и органами местного публичного управления Гагаузии.
Статья 9. Общее обязательное образование
Продолжительность общего обязательного образования - девять лет. Обязательное посещение школы прекращается в конце учебного года, в течение которого учащемуся исполняется 16 лет.
Статья 10. Документы об образовании
(1) Государственные и частные учебные заведения, аккредитованные в установленном законом порядке, выдают лицам, сдавшим выпускные экзамены, документы об образовании, в которых приводятся данные об уровнях и ступенях полученного образования, области и уровне профессиональной квалификации.
(2) Лица, не сдавшие выпускные экзамены, получают свидетельство или справку и по их просьбе - копию табеля успеваемости.
(3) Документы об образовании, признанные Министерством просвещения, предоставляют их обладателю право продолжить образование на следующей ступени обучения или занять должность, соответствующую его квалификации.
(4) Виды и бланки документов об образовании утверждаются Министерством просвещения. Документы об образовании заполняются на государственном языке, гагаузском и языке обучения, а выдаваемые высшими и средними специальными учебными заведениями - на государственном языке, языке обучения, а также французском или английском языках.          
(5) Документы, подтверждающие гимназическое и лицейское образование, выдаются в государственных учебных заведениях бесплатно. Выдача дубликатов документов осуществляется за плату.
Статья 11. Трудоустройство
Трудоустройство выпускников учебных заведений осуществляется в соответствии с законодательством о труде.

Глава II
ЯЗЫКИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ.

Статья 12. Языковая политика органов публичной власти Гагаузии в сфере образования
(1)  Сохранение, развитие и расширение сферы употребления гагаузского языка являются приоритетными задачами органов публичной власти Гагаузии.
(2) В Гагаузии создаются условия, необходимые для учебной, научной, исследовательской и культурной деятельности на гагаузском языке.
(3) Гагаузия признает и гарантирует равные права на сохранение, функционирование и развитие языков и культур всех национальностей, проживающих на ее территории.     
(4) Главное управление образования Гагаузии обеспечивает развитие и сохранение гагаузского языка, литературы, истории, культуры и традиций гагаузского народа в рамках учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях.
(5)  Народное собрание, Исполнительный комитет и Главное управление образования Гагаузии обеспечивают кадровое, методическое учебно-дидактическое оснащение преподавания гагаузского языка, литературы, истории, культуры и традиций гагаузского народа а также и других учебных дисциплин на гагаузском языке.

Статья 13. Язык обучения
(1)    Обучение и воспитание в дошкольных учреждениях, учебных заведениях начального, гимназического, лицейского, профессионального образования осуществляться на  гагаузском или молдавском или русском языках.
(2)    Органы публичной власти Гагаузии обеспечивают в образовательных учреждениях условия для организации учебно-воспитательного процесса на гагаузском языке.
(3)    Главное управление образования по согласованию с Исполнительным комитетом Гагаузии может внедрить  в учебных заведениях с русским языком обучения преподавание некоторых учебных дисциплин на гагаузском,  молдавском и иных языках.
(4)    Гагаузский язык  является обязательным учебным предметом с I по XII классы  для всех учащихся гагаузской национальности  на всей территории Гагаузии.
(5)   В детских дошкольных учреждениях организуется  углубленное  изучение молдавского, русского и иных языков, на основе родного гагаузского языка.
(6)    Гагаузский язык функционирует на основе латинской графики.

Статья 14. Названия образовательных учреждений
Названия образовательных учреждений пишутся на молдавском, гагаузском и русском языках.
Статья 15. Язык делопроизводства
(1) Делопроизводство образовательных учреждений осуществляется на русском или молдавском или гагаузском языке.
(2) Переписка образовательных учреждений с органами государственной власти, местного публичного управления и общественными организациями осуществляется на русском или молдавском или гагаузском языке.

Глава III
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ
Статья 16. Структура системы образования
Для обеспечения непрерывности обучения с учетом возрастных психофизиологических особенностей личности система образования организована по уровням и ступеням и имеет следующую структуру:
I. Дошкольное образование
Раннее воспитание и дошкольное образование: младшая, средняя, старшая и подготовительная группы;
II. Начальное образование
Начальное образование:  I-IV классы:
III. Среднее образование:
1) общее среднее образование:
а) гимназическое образование: V-IX классы;
в) лицейское образование: X –XII классы;
2) Среднее профессиональное образование
а) профессиональное училище
в) учебные комбинаты профессионального образования
IV. Среднее специальное образование (колледжи)
V. Высшее образование
VI. Постуниверситетское образование
Система образования включает также другие виды образования:
- специальное;
- дополнительное;
- образование для взрослых.
Статья 17. Организация образования
(1) Образование в Гагаузии (Гагауз Ери) может быть государственным и частным.
(2) Учебные заведения являются юридическими лицами.
(3) Образование может осуществляться в следующих формах: дневной, заочной, дистанционной, по индивидуальной программе.
(4) Количество детей/учащихся/студентов в классах/группах устанавливается согласно действующих нормативов.
(5) Система образования носит открытый характер и обеспечивает возможность перехода от одного вида обучения к другому.
Статья 18. Оценка знаний
(1) В учебных заведениях знания оцениваются по 10-балльной системе, а также отметками "зачет", "незачет". Отметками 4, 3, 2, 1 и "незачет" знания признаются неудовлетворительными.
(2) Поведение учащихся в довузовских учебных заведениях оценивается отметками "примерное", "хорошее", "удовлетворительное", "неудовлетворительное".
Статья 19. Тестирование детей
(1) Определение психофизиологических особенностей, способностей и наклонностей учащихся, как основа дифференцированного подхода к учебно-воспитательному процессу, является обязательным.
(2) Не допускается определение способностей детей для принятия в 1-й класс государственной школы, за исключением художественной и спортивной.
Статья 20. Продолжительность учебного года
(1) Учебный год в довузовских учебных заведениях начинается 1 сентября и продолжается 35 недель, которые распределяются на приблизительно равные триместры, разделенные каникулами.
(2) Учебный год в высших и средних специальных учебных заведениях начинается 1 сентября и продолжается не более 42 недель, разделенных на два примерно равных семестра, которые включают две экзаменационные сессии и период прохождения практики, к которым добавляются два периода каникул.
Статья 21. Дошкольное образование
(1) Дошкольное образование является первой ступенью системы воспитания и обучения. Оно представляет собой сеть ясельных и дошкольных учреждений различных типов (как государственных, так и частных) с различным режимом работы, соответствующим образовательным стандартам.
(2) Основной целью дошкольного образования является всесторонняя подготовка ребенка к жизни и школе, развитие его творческих способностей путем реализации психофизиологического и интеллектуального потенциала.
(3) Воспитание детей до 3 лет осуществляется, как в детском дошкольном учреждении, так и в семье, которая в этом случае пользуется поддержкой государства в соответствии с действующим законодательством.
(4) Государство гарантирует финансовую и материальную поддержку воспитания детей в государственных  детских садах с трех лет.
(5) Дети с 3 до 6 (7) лет могут получить дошкольное образование в дошкольных учреждениях различных видов и форм собственности или в комплексах («начальная школа-детский сад», «гимназия-детский сад») с разным режимом работы в зависимости от уровня развития ребенка и желания родителей.
(6) Подготовка детей дошкольного возраста к школе обязательна с 5-летнего возраста и осуществляется в подготовительных группах детского сада или школы, при наличии санитарно гигиенических и психолого-педагогических условий, установленных для групп  дошкольных учреждений,  либо по желанию родителей в семье. Государство обеспечивает необходимые финансовые, материально-технические условия для успешного проведения учебно-воспитательного процесса в подготовительных группах.
(7) Органы местного публичного управления  первого уровня обязаны:
-  сохранять сеть дошкольных учреждений и при необходимости создавать новые в соответствии с социальными потребностями населения, обеспечивая этим учреждениям финансовую и материально-техническую поддержку.
- обеспечивать условия содержания и обучения детей дошкольного возраста с особыми   потребностями.
Статья 22. Начальное образование
(1) Начальное образование способствует формированию свободной творческой личности ребенка, развитию его интеллектуальных способностей, созданию прочных навыков чтения, письма и счета, развитию речи на официальных языках  автономии.   
(2) Начальное образование охватывает I-IV классы и организуется по дневной форме обучения в начальных школах, которые могут функционировать как отдельно, так и в составе учебных заведений общего среднего образования.
(3) В первый класс принимаются дети, которым к началу учебного года исполнилось 6-7 лет. Посещение школы является обязательным при достижении ребенком 7-летнего возраста.
(4) Прием в школу детей в возрасте 6 лет осуществляется по заявлению родителей в зависимости от степени их психосоматического развития, и зачисляется в I класс.
(5) В системе начального образования могут функционировать  группы продленного дня.
(6) В сельской местности по представлению  Главного управления образования   решением органа публичного управления 2-го уровня  могут создаваться  начальные классы с иным количеством детей, чем установлено в части (4) статьи 13.
Статья 23. Гимназическое образование
(1) Гимназическое образование является обязательным и осуществляется по дневной форме обучения с V по IX класс.
(2) Гимназическое образование обеспечивает развитие умственных способностей и наклонностей учащихся как определяющего фактора в формировании личности, а также их профессиональную ориентацию и подготовку к лицейскому или профессиональному образованию.
(3) На этапе гимназического образования поощряется углубленное изучение отдельных обязательных предметов и предметов по выбору учащегося, в том числе связанных с профессиональной ориентацией.
(4) В гимназию принимаются без конкурса все учащиеся, окончившие начальную школу.
(5) В гимназических учебных заведениях могут функционировать  группы с режимом продленного дня.
(6) Гимназическое образование завершается выпускными экзаменами, после которых выдается сертификат об окончании гимназии.
(7) Порядок проведения выпускных экзаменов в гимназических учебных заведениях устанавливается Министерством просвещения.
Статья 24. Лицейское образование
(1) Лицейское образование обеспечивает фундаментальную теоретическую подготовку и формирование общей культуры, необходимой для продолжения обучения в высших учебных заведениях, средних специальных или средних профессиональных.
(2) Лицейское образование осуществляется по дневной форме обучения в теоретических и профильных лицеях.
(3) Продолжительность дневного лицейского образования составляет 3 года (X-XII классы).
(4) Вечернее лицейское образование (X-XIII классы) может быть организовано для выпускников гимназий и профессиональных училищ, занимающихся производственной деятельностью.
(5) Прием в лицейский цикл осуществляется на основе конкурса, в котором могут участвовать выпускники гимназий согласно утверждаемого ежегодно положения.       
(6) Лицейское образование завершается экзаменом на степень бакалавра.
(7) При успешной сдаче экзамена на степень бакалавра выдается диплом бакалавра, который дает право на поступление в высшие учебные заведения.
(8) Выпускники лицеев, которые на отлично сдали экзамены за лицейские классы и на степень бакалавра, получают диплом с отличием и награждаются Медалью (золотой/серебряной) «За отличные успехи в учебе», согласно Положения, утвержденного Исполнительным комитетом Гагаузии.
(9) В случае, если экзамен на степень бакалавра не сдан, может быть разрешена его повторная сдача.
Статья 25. Художественное и спортивное образование
(1) Художественное и спортивное образование организуется для детей со способностями в области музыки, хореографии, изобразительного и театрального искусства, а также спорта в лицеях с I-XII или с V-XII классами в зависимости от специализации, а также в художественных, музыкальных и спортивных и школах.
(2) Система художественного и спортивного образования строится по тем же уровням, что и система общего среднего образования. Учащиеся могут переходить из одной системы в другую.
(3) Прием в художественные и спортивные учебные заведения осуществляется путем выявления необходимых способностей, после сдачи экзаменов, на конкурсной основе.
(4) Выпускники художественных, музыкальных и спортивных школ получают документ об окончании, дающих право продолжить обучение в профильных средних и высших учебных заведениях.

Статья 26. Специальное/инклюзивное образование
(1) Специальное/инклюзивное образование составляет часть системы образования, целью которой являются воспитание, обучение, восстановление и социальная реабилитация детей дошкольного возраста и учащихся с психическими и физическими отклонениями, дефектами органов чувств и речи, повышенной эмоциональностью в коллективе, отклонениями в поведении или со смешанными дефектами.
(2) Диагностирование детей с психическими и физическими отклонениями осуществляется в присутствии родителей или опекунов отделом по инклюзивному образованию при Главном управлении образования Гагаузии.
(3) Специальное/инклюзивное образование осуществляется как в специальных учебных заведениях, так и общеобразовательных учреждениях образования.
(4) Специальное/инклюзивное образование осуществляется по учебным планам, программам и технологиям, разработанным в зависимости от вида и степени отклонения и ориентированным на компенсацию и исправление отклонения, восстановление и социальную реабилитацию.
(5) Государство обеспечивает бесплатное содержание детей в специальных учебных заведениях.
(6) Продолжительность обязательного специального образования зависит от вида и степени отклонения и составляет 8 лет для детей с психическими отклонениями и 10-12 лет для детей с физическими недостатками и дефектами органов чувств в общеобразовательных учебных заведениях.
(7) На начальной ступени специального образования во вспомогательных школах для детей с физическими недостатками и с дефектами органов чувств и речи могут работать только педагогические кадры со специальной подготовкой (в области олигофренопедагогики, тифлопедагогики, сурдопедагогики, логопедии).
(8) Преподавание школьных дисциплин в общеобразовательных учебных заведениях для детей с физическими недостатками и с дефектами органов чувств осуществляется педагогическими кадрами с общей подготовкой, а также педагогами, прошедшими специализацию в области реабилитационной психопедагогики.
(9) Профессиональная подготовка выпускников специальных учебно-воспитательных заведений осуществляется согласно перечню профессий, соответствующих таким категориям детей, в специальных или ремесленных школах системы среднего профессионального образования.
Статья 27. Обучение на дому
(1) Для обеспечения образовательных потребностей учащихся, которые по  причине  здоровья или иного ограничения возможностей,  не могут свободно передвигаться или находятся длительное время в  медицинском учреждении, создаются возможности обучения на дому или в медицинском учреждении, на определенный период, в соответствии с  действующими нормативными актами.
Статья 28. Дополнительное (внешкольное) образование
(1) Образование на всех уровнях и ступенях дополняется внешкольной деятельностью, направленной на развитие индивидуальных способностей и наклонностей, удовлетворение различных интересов и потребностей личности.
(2) Внешкольная деятельность охватывает научную, культурно-художественную, спортивную, туристическую, технико-прикладную области.
(3) Дополнительное образование осуществляется в группах и индивидуально в различных внешкольных учреждениях (клубах, домах творчества, станции юных техников, школьных лагерях, спортивных и туристических базах, базах отдыха и т. д.), а также в учебных заведениях в кружках и секциях.
(4) Финансирование дополнительного образования осуществляется из государственного бюджета и бюджетов административно-территориальных единиц, а также за счет платы за обучение, благотворительности, спонсорства и других законных источников.
(5) Учащиеся и студенты могут объединяться на добровольных началах в ассоциации в соответствии с действующим законодательством.

Статья 29. Организация среднего профессионального образования
(1) Среднее профессиональное образование обеспечивает подготовку по определенной специальности (профессии), а также повышение квалификации и переподготовку квалифицированных рабочих и безработных.
(2) Государство гарантирует профессиональную подготовку по определенной специальности выпускников гимназий, которые не достигли 16 лет и не продолжают обучение в лицеях.
(3) Среднее профессиональное образование осуществляется по дневной или вечерней форме обучения в профессиональных училищах.
(4) Перечень специальностей, по которым осуществляется профессиональная подготовка, утверждается Правительством по предложению Министерства экономики, Министерства здравоохранения, Министерства труда, социальной защиты и семьи, Министерства просвещения, органов публичного управления 2-го уровня совместно с другими министерствами и департаментами.
(5) Учебные заведения среднего профессионального образования согласовывают с Исполнительным комитетом Гагаузии  ежегодный план приема, с учетом потребностей  в рабочих специальностях народнохозяйственного комплекса  автономии.
(6) В средних профессиональных учебных заведениях подготовка, повышение квалификации и переподготовка рабочих и безработных осуществляются по контракту и финансируются как из государственного бюджета, так и из  различных фондов,  в том числе  предназначенных для трудоустройства.
(7) Производственная практика, предусмотренная для учащихся профессиональных училищ, осуществляется на контрактной основе на государственных или частных предприятиях.
(8) Хозяйствующие субъекты с государственной формой собственности, имеющие более 20 работников, с учетом возможностей предприятия обязаны предоставлять рабочие места для прохождения учебно-производственной практики в соотношении 1 практикант на 10 работников.
Статья 30. Профессиональное училище
(1) Профессиональное училище обеспечивает профессиональную подготовку по одной или нескольким профессиям с учетом потребности автономии в профессиональных кадрах. Срок обучения для выпускников гимназий составляет три года, а для выпускников средних общеобразовательных школ и лицеев - один год. Выпускникам гимназий профессиональное училище обеспечивает одновременно получение знаний в объеме средней общеобразовательной школы.
(2) Прием в профессиональное училище осуществляется на конкурсной основе.
(3) Обучение в профессиональном училище завершается сдачей выпускных экзаменов по профессии и получением квалификационного свидетельства (с приложением оценок по профильным и общеобразовательным предметам). Квалификационное свидетельство дает право на:
- трудоустройство;
- продолжение обучения в среднем специальном учебном заведении (колледже);
- продолжение обучения в XII классе лицея.
(4) Для выпускников профессиональных училищ, продолжающих обучение в среднем специальном учебном заведении (колледже) по первоначальной профессии, срок обучения сокращается на один год.
(5) Профессиональные училища могут быть  республиканского уровня и на уровне автномии.
Статья 31. Организация среднего специального образования
(1) Среднее специальное образование осуществляется в колледжах и обеспечивает подготовку кадров по специальностям прикладного характера для местной экономики и социальной сферы.
(2) В колледжи принимаются выпускники гимназий, средних общеобразовательных школ, лицеев и профессиональных училищ.
(3) В зависимости от полученного образования и выбранной специальности продолжительность получения среднего специального образования составляет от 2 до 4 лет: для лиц, закончивших гимназию, - 4 года, для лиц, закончивших общеобразовательную школу или лицей, - 2 года.
(4) Для лиц, принятых на учебу в колледж на базе гимназического образования, обеспечивается получение лицейского образования и сдача экзаменов на степень бакалавра.
(5) Учебно-воспитательный процесс в колледжах осуществляется по дневной и заочной формам обучения.
(6) Обучение в колледжах завершается сдачей выпускных экзаменов или защитой дипломной работы (дипломного проекта) и получением диплома о среднем специальном образовании, которым удостоверяется квалификация специалиста среднего уровня по соответствующему профилю и специальности.
(7) Диплом о среднем специальном образовании дает право на трудоустройство и продолжение обучения в высшем учебном заведении при наличии степени бакалавра.
(8) Колледж  функционирует как автономное учебное заведение.

Статья 32. Организация высшего образования
(1) Цели высшего образования:
а) формирование всесторонне развитой творческой личности, подготовка повышение квалификации и переподготовка на высшем уровне специалистов и научных кадров в различных областях;
b) удовлетворение запросов личности в углублении и расширении знаний;
с) проведение научных исследований и внедрение их результатов;
d) сохранение, обогащение и пропаганда научного, технического, художественного и культурного достояния.
(2) Обучение в вузах осуществляется в соответствии с Законом о функционировании языков на территории Гагаузии.
(3) Высшее образование на территории Гагаузии  осуществляется в  соответствии требованиям Болонской конвенции.
(4) Учебный процесс осуществляется в следующих формах: дневной, заочной и дистанционно. Высшее образование включает в обязательном порядке прохождение практики. Продолжительность обучения по формам заочной и дистанционно превышает на один год продолжительность обучения по дневной форме обучения.
(5) Студенты могут обучаться одновременно по двум специальностям при условии сдачи вступительных экзаменов. В этом случае они могут получать государственную стипендию за максимальный период обучения по одной из специальностей.
(6) Студенты могут завершить высшее образование досрочно при условии сдачи экзаменов, предусмотренных учебным планом.
(7) Выпускники высших учебных заведений могут продолжить обучение по новой специальности при внесении платы за обучение в соответствии с правилами, установленными вузом в рамках действующих нормативных актов.
(8) Педагогическая деятельность в высших учебных заведениях осуществляется во взаимосвязи с научной деятельностью в различных областях.
Статья 33. Высшее образование на получение степени лиценциата
(1) Прием на I цикл высшего образования осуществляется учебными заведениями на конкурсной основе по общим правилам, установленным Министерством просвещения.
(2) Первый (I) цикл высшего образования завершается сдачей экзамена на степень лиценциата, который включает экзамен по профилю, экзамен по специальности и защиту проекта (диплома) лиценциата и проводится по общим правилам, установленным Министерством просвещения.
(4) Выпускникам, сдавшим экзамены по профилю и по специальности и защитившим проект (диплом) лиценциата, присваивается степень лиценциата соответствующего профиля и соответствующей специальности и выдается диплом лиценциата.
(5) Выпускники, не сдавшие экзамен на степень лиценциата, получают (по их просьбе) справку. В случае не сдачи экзамена на степень лиценциата пересдача его допускается не более двух раз в течение последующих 5 лет.
(6) Диплом лиценциата подтверждает, что его обладатель овладел общими знаниями и навыками для продолжения обучения по II циклу, а также получил первоначальную профессиональную подготовку, позволяющую ему трудоустроиться.
(7) Конкретная продолжительность обучения по специальностям утверждается Правительством в соответствии с Перечнем специальностей по подготовке кадров в высших учебных заведениях.
Статья 34. Высшее образование на получение степени мастерата
(1) Срок обучения для получения степени мастерата составляет 1,5-2 года и соответствует 90-120 взаимозачетным учебным кредитам. Высшее образование на получение степени мастерата организуется для обладателей диплома лиценциата, обеспечивает специализацию в определенной области или более широкую научную и педагогическую подготовку и осуществляется,  по дневной и заочной форме обучения. К высшему образованию на получение степени мастерата в области научных исследований допускаются и обладатели диплома о высшем образовании в области медицины или фармации.
(2) Высшее образование на получение степени мастерата осуществляется для исследовательского и профессионального видов деятельности. Высшее образование на получение степени мастерата в области научных исследований заключается в развитии научно-исследовательских способностей студентов и является обязательным промежуточным этапом для поступления в докторантуру. Высшее образование на получение степени мастерата в профессиональной области обеспечивает углубление специализации в определенной области и основывается на получении знаний прежде всего прикладного характера.
(3) Прием в учреждения высшего образования для получения степени мастерата осуществляется на конкурсной основе по правилам, установленным Министерством просвещения.
(4) План приема в высшие учебные заведения для получения степени мастерата с бюджетным финансированием предусматривает прием до 50 процентов общего числа выпускников с дипломом лиценциата в соответствующем году.
(5) Высшее образование на получение степени мастерата завершается защитой диплома мастерата.
(6) Выпускникам, защитившим диплом мастерата, присваивается степень мастерата по соответствующему профилю и специализации и выдается диплом мастерата.
(7) Диплом мастерата подтверждает, что его обладатель овладел общими и специальными знаниями и навыками, а также специфическими умениями. Диплом мастерата дает право на занятие педагогических должностей в высших учебных заведениях или в научно-исследовательских институтах и на участие в конкурсе для поступления в докторантуру.
Статья 35. Научно-исследовательская деятельность
(1) Научно исследовательская деятельность на территории автономии  осуществляется центром научных исследований им. М.Маруневич,  и   высшими учебными заведениями, расположенными на территории автономии, путем создания  постоянных   научных коллективов или временных научных групп.
(2) В высших учебных заведениях научно-исследовательская и проектно-конструкторская деятельность осуществляется на кафедрах, в лабораториях, отделах или департаментах. В этой деятельности могут участвовать и студенты, авторские права которых защищаются Законом об авторском праве и смежных правах. Научно-исследовательская деятельность может осуществляться в том числе и совместно с Академией наук Республики Молдова.
(4) АТО Гагаузия обеспечивает и стимулирует сотрудничество с известными зарубежными университетскими центрами в области науки.
Статья 36. Частное образование
(1) Частные учебные заведения создаются, реорганизуются или ликвидируются по инициативе физических и юридических лиц по согласованию  с  исполнительным Комитетом Гагаузии  предусмотренных гражданским законодательством для некоммерческих организаций.
(2) Органы публичной власти, публичные учреждения, государственные предприятия и другие государственные организации не могут выступать учредителями частного учебного заведения.
(3) Частное образование осуществляется без извлечения прибыли и на основе внедрения государственных образовательных стандартов.
(4) Государственная регистрация и получение лицензии являются обязательными условиями для осуществления частным учебным заведением своей деятельности. Наименование частного учебного заведения включает его тип в соответствии с действующим законодательством.
(5) Уставный капитал частного учебного заведения должен обеспечивать достижение целей, установленных настоящим законом и зафиксированных в его уставе, и не может изыматься в ходе деятельности учебного заведения, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
(6) Уставный капитал должен быть внесен в полном объеме в молдавских леях на счет частного учебного заведения на день подачи заявления о регистрации.
(7) Минимальный предел уставного капитала для частных учебных заведений устанавливается в размере:
а) 1 миллион леев - для высших университетских и средних специальных учебных заведений;
b) 500 тысяч леев - для средних учебных заведений;
с) 300 тысяч леев - для начальных, дошкольных и других учебных заведений.
(8) Прием в частные учебные заведения осуществляется в соответствии с положениями, установленными для государственных учебных заведений.
(9) Выпускникам частных учебных заведений, сдавшим выпускные экзамены, выдаются документы об образовании в соответствии с настоящим законом. В случае неаккредитации учебного заведения в течение учебного года учащиеся и студенты выпускных курсов соответствующего года имеют право сдавать выпускные экзамены в аккредитованных учебных заведениях. Дипломы и свидетельства, выданные неаккредитованными частными учебными заведениями, приравниваются к документам об образовании, выданным государственными учебными заведениями, только в случае, если выпускные экзамены принимались комиссиями,  в аккредитованных учебных заведениях, в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов.
(11) Руководители частных учебных заведений и их учредители несут ответственность за качество образования, условия воспитания и обучения в соответствии с действующим законодательством.
(12) Руководящий состав частных учебных заведений назначается на должность учредителями  и должен иметь основным местом работы соответствующее учебное заведение. Руководящий состав не вправе занимать две должности одновременно или совмещать данную работу с другой работой по договору и заниматься иными видами деятельности, за исключением научной, преподавательской или творческой деятельности.
(13) Частные учебные заведения используют учебные программы и планы, методы обучения, подобные или альтернативные государственным, при условии  реализации государственных образовательных стандартов.
(14) Педагогические должности в частных учебных заведениях занимаются согласно условиям и критериям, установленным для занятия педагогических должностей в государственных учебных заведениях. Оплата труда в частных учебных заведениях осуществляется согласно уставу учебного заведения, трудовому законодательству и не может быть ниже, чем в государственном учебном заведении.
(15) Педагогические кадры дошкольных и начальных частных учебных заведений должны иметь основным местом работы соответствующее учебное заведение. В частном учебном заведении гимназического, лицейского, среднего профессионального, среднего специального и высшего университетского образования не менее 60 процентов педагогических кадров должны иметь основным местом работы соответствующее учебное заведение.
(16) Деятельность педагогических кадров и педагогико-вспомогательного персонала частных учебных заведений регламентируется законодательством и трудовыми договорами, заключенными с руководством соответствующих учреждений.
(17) Плата за обучение устанавливается частными учебными заведениями в зависимости от расходов, необходимых для достижения уставных целей.
(18) Финансирование частных учебных заведений осуществляется за счет средств учредителей, платы за обучение, средств спонсоров, кредитов, пожертвований. Учебные заведения дошкольного, начального и гимназического образования после аккредитования могут финансироваться из государственного бюджета в пределах нормативов, установленных для государственных учебных заведений.
(19) Частные учебные заведения не могут создаваться путем приватизации государственных учебных заведений.
(20) Частные учебные заведения должны располагать на правах собственности материальной базой, необходимой для осуществления учебно-воспитательного процесса согласно государственным образовательным стандартам. Они должны в обязательном порядке располагать учебными помещениями, лабораториями с соответствующим оснащением, библиотекой с книжным фондом, соответствующим содержанию дисциплин и уровню учебного заведения.
(21) Органы местного публичного управления могут на платной основе передавать в собственность частным учебным заведениям здания, земельные участки под строительство, материальные средства для организации учебно-воспитательного процесса. Они могут также оказывать содействие в повышении квалификации педагогических кадров, поддерживать материально учащихся и студентов, а также способствовать укреплению материально-технической базы частных учебных заведений.
(22) Частные учебные заведения обязаны представлять годовые отчеты о своей деятельности, а также другую информацию в соответствии с действующим законодательством.    
(23) Физические лица могут заниматься разрешенной индивидуальной преподавательской деятельностью (репетиторством) в установленном законом порядке.    
Статья 37. Лицензирование и аккредитование учебных заведений
(1) Лицензии на деятельность частных учебных заведений выдаются и аннулируются           - Лицензионной палатой  для:
гимназий, лицеев, профессиональных училищ, колледжей, ВУЗов и научно исследовательских  институтов и центров;
- Главным управлением образования для: дошкольных учреждений,  начальных школ,  начальная школа - детский сад;
(2) Учебное заведение, лицензия которого была аннулирована, может подать новое заявление о выдаче лицензии на осуществление деятельности в сфере образования лишь по истечении трех лет со дня принятия решения об аннулировании лицензии.
(3) Лицензия на осуществление деятельности в сфере образования не выдается в случае, когда учебное заведение создано или управляется лицами, которые ранее выступали учредителями или руководителями учебного заведения, лицензия которого была аннулирована.
(4) Государственные и частные учебные заведения в обязательном порядке подлежат аккредитованию. Процесс аккредитования включает два этапа:
а) выдачу лицензии, предоставляющей право на создание и временное функционирование;
b) аккредитование, предоставляющее все права, предусмотренные настоящим законом.
(5) Аккредитование производится после выдачи лицензии: для детских садов и начальных школ - не позднее чем через 4 года, для довузовских и высших учебных заведений - после первых выпускных экзаменов на соответствующей ступени образования.
(6) Основные требования для аккредитования частных учебных заведений устанавливаются в отношении педагогических кадров, содержания образования, материально- технической базы и финансово-экономической деятельности.
(7) Чтобы быть аккредитованным, учебное заведение должно: иметь в штате не менее 60 процентов педагогических кадров от установленной нормы для соответствующего учебного заведения; обладать материально-технической базой, соответствующей государственным образовательным стандартам; в течение периода временного функционирования использовать не менее 25 процентов доходов на развитие своей материально-технической базы.
Статья 38. Содержание образования
(1) Содержание образования основывается на государственных образовательных стандартах, носит формативно-развивающий характер и дифференцируется по уровням и ступеням.
(2) Содержание довузовского образования различных уровней и ступеней обеспечивается учебными планами и программами, разработанными и утвержденными Министерством просвещения, кроме национального компонента.
Учебные планы и программы, содержащие национальный компонент, разрабатываются и утверждаются  Главным управлением образования Гагаузии по согласованию с Министерством просвещения.
(3) Учебники и другие учебные пособия,  содержащие национальный компонент,  разрабатываются на конкурсной основе и внедряются после утверждения  Главным управлением образования.
(4) В учебных заведениях могут использоваться альтернативные программы и учебники, содержание которых обеспечивает реализацию государственных образовательных стандартов.
(5) В средних профессиональных учебных заведениях  и колледжах   используются учебные планы и программы, разработанные  и утвержденные Министерством просвещения.
Аналитические программы разрабатываются  учебными заведениями, согласуются соответствующими кафедрами высших учебных заведений и  утверждаются Министерством просвещения.
(6) Учебные планы всех уровней образования охватывают обязательные предметы, предметы по выбору и факультативы.
(7) Учебные планы для высшего образования принимаются сенатом вуза по согласованию с Министерством просвещения в соответствии с государственными образовательными стандартами. Учебные аналитические программы разрабатываются кафедрами и утверждаются сенатом вуза при положительном заключении совета факультета.

Статья 39. Библиотека системы образования
(1) Библиотеки учебных заведений функционируют в соответствии с действующим законодательством.
(2) Библиотеки учебных заведений являются составной частью системы образования, предоставляющие информационные ресурсы на различных материальных носителях учащимся, студентам, педагогическому  и научному персоналу в соответствии с  образовательными программами.
(3) На комплектование фондов библиотек ежегодно выделяется гарантированная сумма в размере не менее 1% от суммы бюджета учебного заведения.
(4) Работники библиотек, имеющие высшее образование по специальности и занятые в системе образования, пользуются теми же льготами, что и педагогические кадры соответствующих учебных заведений, и имеют статус педагогического персонала.
(5) Аттестация библиотечных работников образовательных учреждений организуется и проводится Главным управлением образования   на основании Положения о порядке присвоения квалификационных категорий библиотечным работникам системы образования.

Глава IV
РУКОВОДСТВО СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ
Статья 40. Компетенция органов публичной власти АТО Гагаузия.
(1) Органы публичной  власти АТО Гагаузия:
а) определяют государственную политику в области образования на территории Гагаузии (Гагауз Ери);
b) принимают нормативные акты по совершенствованию законодательства об образовании;
c) обеспечивают развитие материально-технической базы системы образования;
d) представляет предложения по плану (государственному заказу) подготовки специалистов с финансированием из государственного бюджета и на контрактной основе в средних профессиональных, колледжах, высших учебных заведениях и учреждениях постуниверситетского образования, необходимых на территории Гагаузии (Гагауз Ери);
е) заключают договоры  и соглашения о сотрудничестве в области образования  с образовательными учреждениями
g) осуществляют контроль и дают оценку деятельности Главного Управления  Образования Гагаузии.
(2) Разграничения компетенции органов публичной АТО Гагаузия в области образования осуществляется в соответствии с Конституцией,  законом  Республики Молдова  «Об особом правовом статусе Гагаузия (Гагауз Ери)», Уложением Гагаузии  и другими нормативными актами.

Статья 41  Компетенция органов публичного управления Гагаузии в области учреждения, реорганизации и ликвидации государственных учебных заведений.
(1)    Исполнительный комитет АТО Гагаузия принимает решения:
а) о создании, реорганизации или ликвидации государственных учебных заведений дошкольного, начального, гимназического, лицейского, профессионального и внешкольного образования и информируют Министерство Просвещения о произведенной реорганизации.
b)   об  учреждении, реорганизации или ликвидации научно- исследовательских институтов, исследовательских центров по изучению и развитию гагаузского языка, истории,  культуры и традиций  гагаузского народа.
(2) Исполнительный комитет АТО Гагаузия согласовывает:
создание, реорганизацию или ликвидацию государственных учебных заведений
среднего профессионального,  среднего специального и высшего образования.

3) Органы местного публичного управления первого уровня вносят предложения по созданию, реорганизации или ликвидации государственных дошкольных и внешкольных учреждений образования.

Статья 42. Главное Управление  Образования Гагаузии.
(1) Главное Управление  Образования Гагаузии является отраслевым органом публичного управления в области образования на территории Гагаузии;
(2) Главное Управление  Образования Гагаузии:
- согласовывает свою деятельность с отраслевыми министерствами и департаментами в области среднего профессионального, среднего специального, высшего, постуниверситетского образования, образования для взрослых, повышения квалификации и переподготовки кадров.
- осуществляет контроль за соблюдением законодательства в области образования ;
- вносит предложения об учреждении, реорганизации или ликвидации государственных учебных заведений системы дошкольного, начального, гимназического, лицейского, внешкольного и  профессионального образования.

(3) Для выполнения своих функций Главное Управление  Образования Гагаузии (Гагауз Ери) может создавать комиссии или экспертные консультативные советы, сформированные по профессиональным  критериям.
(4) К компетенции Главного Управления  Образования Гагаузии относятся:
- обеспечение соблюдения законодательства  и  осуществление государственной политики в области образования;
- разработка  и реализация стратегии  в области образования;
- участие в выработке и реализации государственной политики по проблемам детей и молодежи;
- обеспечение взаимодействия между подведомственными учебными заведениями, органами местного публичного управления и Министерством просвещения;
- осуществление надзора за функционированием сети доуниверситетских учебных заведений и инспектирование школ;
- осуществление  языковой политики и контроля за соблюдением законодательства о функционировании языков в образовательных учреждениях;
- разработка стратегии и координирование выполнения планов  развития материально-технической базы всех типов подведомственных учреждений образования;
- контроль за введением и  соблюдением государственных образовательных стандартов;
- организация учебно-методического обеспечения учебных заведений и оказание методической  помощи педагогическим кадрам;
- организация и координирование деятельности по оптимизации сети подведомственных доуниверситетских учебных заведений, содействие их финансированию и развитию материально-технической базы;
- обеспечение совместно с органами местного публичного управления соответствующих условий для работы педагогических кадров и  обучения учащихся, их социальную защиту;
- организация проведения выпускных экзаменов в доуниверситетских учебных заведениях и  олимпиад школьников  на уровне автономии;
- обеспечение совместно с органами местного публичного управления обязательного охвата школьным обучением учащихся в возрасте от 7до 16 лет;
-  организация и координирование деятельности по разработке учебных программ и планов, учебников и других учебных пособий;
- утверждение школьной сети учебных заведений;
- рейтинговая оценка подведомственных образовательных учреждений;
- аттестация менеджерских и педагогических кадров на первую и вторую менеджерскую и дидактическую степень.
- организация повышения  квалификации менеджерских и педагогических кадров;
- представление кандидатур к награждению государственными наградами Республики Молдова и Гагаузии;
- разработка совместно с  Главным управлением финансов Гагаузии, методологии и порядка  финансирования образовательных учреждений Гагаузии;
-  заключение  договоров о сотрудничестве в области образования и науки;
- назначение на конкурсной основе и освобождение от должности  руководителей государственных доуниверситетских образовательных учреждений;
- организация и мониторинг инклюзивного образования;
(5) Структура  Главного Управления Образования  определяется  Исполнительным комитетом  по предложению Главного управления образования.
6) Начальник  Главного Управления  Образования  утверждается Народным Собранием Гагаузии по предложению  Башкана  Гагаузии.
7) Заместители начальника Главного управления образования  утверждаются Постановлением Исполнительного комитета Гагаузии, по предложению  начальника Главного управления образования.
8) специалисты Главного управления образования,  принимаются по конкурсу   на основе критериев профессиональной компетентности,

Статья 43. Компетенция органов местного публичного управления  I уровня.
К компетенции органов местного публичного управления I уровня в области образования  относятся:
- обеспечение жизнеспособности  существующей системы дошкольных учреждений и ее целостного развития,  финансирование и материально технической поддержки в соответствии со стандартами качества;
- учет детей  школьного возраста и обеспечение их охвата обязательным обучением до 16-летнего возраста;
- обеспечения социальной защиты педагогических кадров учебных заведений согласно действующего законодательства;
- учет и организация опекунства над несовершеннолетними сиротами  и  детьми оставшимися без законного попечительства;
- оказание материальной и других видов помощи малоимущим семьям с детьми дошкольного и школьного  возраста в установленном  порядке;
- организация  отдыха и оздоровления детей   в подведомственных лагерях  в период каникул.

Статья 44. Административные и консультативные органы
(1) В системе образования на территории Гагаузии функционируют следующие административные и консультативные органы:
а) на уровне  Главного управления образования:
-  административный совет, созданный по приказу начальника главного управления образования;
-  консультативный совет, действующий под председательством  начальника главного управления образования, состав которого утверждается постановлением Исполнительного комитета Гагаузии.

b)  на уровне  учебных заведений начального, гимназического, лицейского и профессионального образования:
- педагогический совет,  в состав которого входят педагогические кадры, под председательством директора;
- административный совет, состоящий из директора, заместителей директора, главного бухгалтера, 1-5 педагогов, выдвинутых педагогическим советом,  одного представителя родителей, выдвинутого общешкольным родительским собранием, одного представителя органа местного публичного управления, выдвинутого решением местного совета, 1 учащегося (в лицеях и профессиональных училищах) выдвинутого органом ученического самоуправления. Директор учебного заведения является председателем административного совета;
с) на уровне  детского дошкольного учреждения:
- педагогический совет, в состав которого входят педагогические кадры, под председательством заведующего;
(2) Учащиеся и родители могут образовывать советы, которые функционируют в соответствии с уставом учебного заведения.
(3) Главное Управление Образования  периодически организует для педагогических кадров съезды и конференции консультативного, научного и методического характера, семинары- практикумы, круглые столы.

Статья 45. Управление   доуниверситетскими  образовательными учреждениями на территории  Гагаузии.
(1) Доуниверситетские учебные заведения функционируют в соответствии с настоящим законом и несут ответственность за реализацию государственных образовательных стандартов, защиту прав детей и работающего персонала, а также за безопасность их жизни и здоровья.
(2) Деятельность доуниверситеских учебных заведений регламентируется типовым положением о функционировании учебного заведения, а также уставом,  утвержденным Главным управлением образования.
(3) К компетенции доуниверситетских учебных заведений относятся:
-  разработка устава учебного заведения и положения о его внутреннем распорядке;
- назначение и освобождение от должности педагогических и других кадров  в соответствии с  действующим законодательством;
-фундаментальная теоретическая подготовка и формирование общей культуры учащихся;
- выполнение государственных образовательных стандартов и программ школьных дисциплин;
- формирование знаний, компетенций и ценностей   учащихся с целью их интеграции  в общество;
- определение способов оценки и контроля учебного процесса;
- выбор эффективных технологий обучения;
- развитие учебной и материально-технической базы и ее рациональному использованию;
-  самостоятельный  выбор форм и методов текущего контроля знаний учащихся;
-создание благоприятных условий для учащихся и  персонала.
(4) В зависимости от реализуемого уровня образования доуниверситетские учебные заведения классифицируются на:
детские сады (дети 3-(6)7 лет);
начальные школы (I-IV классы);
комплексы начальная школа – детский сад
комплексы  гимназия –детский сад
гимназии (V-IX классы);
лицеи (X-XII (XIII) классы.
(5) В случае, когда  детский сад и начальная школа, детский сад и гимназия  функционируют под единым руководством, тогда они соответственно называются  комплекс: «начальная школа -детский сад» и « гимназия- детский сад».
(6) В случае, когда начальная школа и гимназия функционируют под единым руководством, учебное заведение называется гимназией, если под единым руководством функционируют начальная школа, гимназия и лицей, учебное заведение называется лицеем.
(7) Гимназия и лицей могут функционировать как окружные учебные заведения для учащихся из двух и более населенных пунктов.
(8) Надзор и контроль за деятельностью частных доуниверситетских учебных заведений осуществляются Главным управлением образования Гагаузии в установленном законом порядке.
(9) Доуниверситетским учебным заведением руководит директор, совместно с педагогическим и административным советом.
(10) Директора государственных  доуниверситетских учебных заведений назначаются на должность на конкурсной основе сроком на 5 лет  Главным управлением образования.  
(11) Доуниверситетские учебные заведения могут устанавливать отношения сотрудничества и прямые контакты с соответствующими зарубежными учебными заведениями согласно действующему законодательству,  по согласованию с Главным управлением образования.
(12) Для детей-сирот и детей, оставшихся без опеки, функционируют  патронатные семьи, дома семейного типа и школы – интернаты,
(13)  Для детей  со специальными образовательными потребностями  могут создаваться:  реабилитационные  центры; ресурсные центры в  общеобразовательных учебных заведениях; специальные школы-интернаты.
(14) Директора частных доуниверситетских учебных заведений назначаются на должность советом учредителей соответствующего учебного заведения согласно действующего законодательства.

Статья 46. Аттестация в системе образования
(1) Оценка состояния системы образования и уровня образовательного процесса  в доуниверситетских учебных заведениях осуществляется Главным управлением образования Гагаузии.
(2) Главное управление образования Гагаузии совместно с Министерством Просвещения обеспечивает периодическую аттестацию уровня профессиональной и методической подготовки педагогических и руководящих кадров системы образования.
(3) Педагогические и руководящие кадры государственных учебных заведений довузовского образования аттестуются один раз в 5 лет.
(4) Аттестация педагогических и руководящих кадров проводится в соответствии с критериями,  основу которых составляют профессиональная компетентность, качество педагогической деятельности, методико-педагогическая и психологическая подготовка, компетентность в оценке результатов учебы.
(5) Результаты аттестации являются основанием для:
- присвоения педагогических  и менеджерских категорий;
- установления окладов и назначения надбавок к заработной плате;
- освобождения от занимаемой должности менеджеров и педагогических кадров.

Статья 47. Отчеты о деятельности
(1)    Главное управление образования:
- в конце каждого учебного года составляет отчет о качестве выполнения стандартов образования и представляет его Министерству просвещения Республики Молдова и Исполнительному комитету Гагаузии;
- в конце каждого календарного года предоставляет Исполнительному комитету Гагаузии отчет о деятельности, в котором отражает состояние образования в Гагаузии.
2. Доуниверситетские  учебные  заведения  периодически  представляют Главному управлению образования отчеты о своей деятельности согласно действующего законодательства.

ГЛАВА V
РАБОТНИКИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. УЧАЩИЕСЯ,
СТУДЕНТЫ И РОДИТЕЛИ. ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
Статья 48. Работники системы образования
К работникам системы образования относятся  управленческий педагогический  и иной персонал.
Статья 49. Управленческий персонал.
Управленческий персонал состоит из директора, заместителей директора.
Статья 50. Педагогические кадры
(1) В системе доуниверситетского образования к педагогическим кадрам относятся:
a) воспитатель системы дошкольного, начального и специального образования;
b) методист, учитель родного, румынского, русского и иностранных языков  в учреждениях дошкольного образования;
c) логопед системы дошкольного, начального и специального образования;
d) школьный психолог, социальный педагог;
e) учитель системы начального образования (I-IV классы);
f) преподаватель системы среднего образования (гимназического, лицейского, профессионального);
g) школьный библиотекарь с высшим специальным образованием;
i) инструктор, мастер-инструктор системы среднего профессионального образования.
(2) В  колледжах к педагогическим кадрам относятся:
a) социальный педагог в общежитиях для учащихся колледжей;
b) мастер-инструктор системы среднего специального образования;
c) психолог системы среднего специального образования;
d) методист системы среднего специального образования;
e) преподаватель системы среднего специального образования.
(3) В высших учебных заведениях к педагогическим кадрам относятся:
а) социальный педагог в общежитиях для студентов;
b) ассистент;
с) преподаватель;
d) старший преподаватель;
е) конференциар (доцент);
f) университетский профессор.
(4) В системе дополнительного образования к педагогическим кадрам относятся:
a) методист
b) воспитатель.
Статья 51 Учебная нагрузка и оплата труда.
(1) Учебная нагрузка работников системы образования устанавливается   Правительством Республики Молдова.
(2)    Оплата труда педагогических кадров осуществляется в порядке, на условиях и в размерах, предусмотренных Законом о системе оплаты труда в бюджетной сфере.
(3) За высшую педагогическую категорию устанавливается надбавка к заработной плате в размере 50% должностного оклада, за первую категорию - 40%, за вторую категорию - 30%.
(9) Выпускники учебных заведений высшего университетского и среднего специального образования, прибывшие по распределению на работу в учебные заведения сельской местности пользуются льготами предусмотренным действующим законодательством.       
Статья 52. Подготовка, повышение квалификации  и переподготовка педагогических кадров.
(1) Подготовка педагогических кадров осуществляется в высших учебных заведениях по учебным планам, включающим дисциплины теоретической и практической подготовки в области педагогики, психологии и методики преподавания по специальности.
(2) Выпускники высших учебных заведений непедагогического профиля могут преподавать в системе образования только после прохождения переподготовки.
(3) Повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров и руководящих работников системы образования осуществляются, как правило, на факультетах высших учебных заведений или в других учреждениях, аккредитованных в установленном законом порядке.
(4) Повышение профессиональной, методической и психолого-педагогической квалификации педагогических кадров системы доуниверситетского образования, а также подготовка и повышение квалификации руководящих педагогических работников и инспекторов системы образования организуются и координируются  Главным управлением образования  Гагаузии.
(5) Повышение квалификации педагогических кадров высших учебных заведений осуществляется системой постуниверситетского образования путем стажировок, реализации программ специализации, проведения научных исследований и выполнения других программ в республике или за рубежом.
(6) Повышение квалификации педагогического персонала является обязательным и проводится не реже одного раза в 5 лет с целью постоянного поддержания профессиональной квалификации на уровне новейших концептуальных, методологических, содержательных и технологических достижений в образовании.
(7) Переподготовка или специализация педагогических кадров осуществляется в зависимости от потребностей системы образования и индивидуальных потребностей.
(8) Педагогические и руководящие кадры по своей инициативе могут ходатайствовать о присвоении им педагогических категорий и менеджерских степеней.
Статья 53. Права педагогических кадров
Педагогические кадры имеют право:
а) выбирать  формы и методы преподавания, учебники и учебные пособия  которые обеспечат соблюдение государственных образовательных стандартов;
b) выбирать демократическим путем своих представителей в административные и консультативные органы учебных заведений;
с) на включение в педагогический стаж периода педагогической деятельности в доуниверситетских  учебных  заведениях, средне специальных  учебных заведениях и колледжах  при переходе на работу в высшее учебное заведение;
Статья 54. Обязанности педагогических кадров
Педагогические кадры обязаны:
а) соблюдать в своей деятельности этические нормы, культивировать на личном примере моральные принципы правдивости, справедливости, гуманизма благородства, трудолюбия, патриотизма и др.;
b) обеспечивать качественное проведение учебно-воспитательного процесса, основательное усвоение учебных программ и развитие способностей учащихся и студентов;
с) обеспечивать безопасность жизни и охрану здоровья детей в процессе обучения;
d) проводить учебно-воспитательную работу в духе уважения к семье, родителям, взрослым, к национальным и общечеловеческим культурным и духовным ценностям, воспитывать бережное отношение к окружающей среде;
е) постоянно повышать свой профессиональный уровень и педагогическое мастерство;
f) не проводить шовинистическую, националистическую, политическую, религиозную, милитаристскую пропаганду, несовместимую с педагогической деятельностью;
g) не вовлекать учащихся в уличные акции (митинги, демонстрации, пикетирование и др.).
Статья 55. Права учащихся и студентов.
(1) В учебных заведениях всех уровней соблюдаются права и свободы учащихся и студентов, запрещаются телесные наказания и применение в любой форме физического и психического насилия.
(2) Учащиеся и студенты имеют следующие основные права:
а) свободно высказывать свои мнения, убеждения, идеи;
b) выбирать тип учебного заведения и утвержденные  учебные программы по дисциплинам по выбору и факультативным дисциплинам;
с) быть обеспеченными в установленном порядке стипендией, общежитием, учебниками, медицинским обслуживанием, питанием, транспортными услугами;
d) быть избранными в состав некоторых административных и консультативных органов учебного заведения;
(3) Учащиеся и студенты пользуются и другими правами, предусмотренными уставом учебного заведения.
(4) С целью реализации права на обучение учащимся и студентам, нуждающимся в социальной помощи, государство полностью или частично покрывает расходы на содержание в период учебы.
Статья 56. Обязанности учащихся, студентов и выпускников
(1) Учащиеся должны пройти курс обязательного образования и выполнять требования устава учебного заведения, усвоить предметы, предусмотренные учебными программами, посещать учебные занятия.
(2) Если выпускник, прошедший курс обучения на договорной  бюджетной основе, отказывается явиться на работу  по распределению  или прекращает ее, до истечения пятилетнего срока, он обязан возместить расходы на обучение.
(3) Учащиеся и студенты имеют и другие обязанности, предусмотренные положением о внутреннем распорядке учебного заведения.
Статья 57. Охрана здоровья в учебных заведениях
Медицинские учреждения системы  здравоохранения  Гагаузии обеспечивают проведение комплекса мероприятий по охране здоровья дошкольников, учащихся и студентов, а также педагогического и вспомогательного персонала системы образования.
Статья 58. Права и обязанности родителей
(1) Родители или опекуны имеют право:
а) выбирать для детей учебные заведения и язык обучения;
b) требовать соблюдения в учебном заведении прав и свобод ребенка;
с) ознакомиться с ходом и содержанием учебного процесса, а также с результатами аттестации учащихся;
d) обучать детей в семье, обеспечивая возможность получения образования, соответствующего определенному уровню обучения;
е)  обучать детей с особыми образовательными потребностями в образовательных учреждениях Гагаузии;
f) быть избранными в состав некоторых административных и консультативных органов учебного заведения.
(2) Родители или опекуны обязаны:
а) обеспечить охват ребенка одной из форм обязательного образования (государственного или частного) или осуществить обучение в семье;
b) обеспечить воспитание ребенка в семье, создать необходимые условия для его обучения, развития способностей, внешкольной деятельности и самообразования.
(3) Родители или опекуны, которые не способствуют воспитанию и обучению ребенка, несут ответственность согласно действующему законодательству.

ГЛАВА VI
ФИНАНСИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ,
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА.

Статья 59. Финансирование системы образования
(1) Финансирование образования является приоритетным. Основной источник финансирования государственной системы образования составляют бюджетные средства. Учебные заведения начального, гимназического и  лицейского  образования финансируются на основе стандартных расходов на одного учащегося с использованием выравнивающих коэффициентов в установленном  порядке.                                              Детские дошкольные учреждения финансируются на основе стандартных расходов на одного ребенка.
(2) Государственные учреждения системы образования могут финансироваться также из других законных источников, каковыми являются:
а) доходы, полученные от реализации изделий, изготовленных в процессе обучения (в учебных хозяйствах, опытных мастерских и т. д.), а также от сдачи в аренду помещений, зданий, оборудования;
в) пожертвования  и доходы, полученные в результате международного сотрудничества (кооперирования), а также пожертвования от физических и юридических лиц;
с) доходы от платы за проживание в общежитиях учебных заведений.
(3) Государственные профессиональные учебные заведения могут финансироваться за счет средств, выделяемых хозяйствующими субъектами, а также из внебюджетных и частных источников. Внебюджетные субсидии, независимо от их размера, не могут обусловливать сокращение бюджетных средств, выделяемых на профессиональное образование.
(4) Исполнительный комитет  гарантирует приоритетное финансирование научных изысканий, проводимых в системе образования.
(5) Бюджетные средства, выделенные на образование, а также доходы учебно-воспитательных заведений, полученные из законных источников, неприкосновенны.
(6) Государственное учебное заведение распоряжается в установленном порядке выделенными и имеющимися финансовыми средствами, имеет самостоятельный баланс и казначейские счета в Государственном казначействе.
(9) Государственное высшее учебное заведение является финансово автономным учреждением.
Статья 60. Материально-техническая база системы образования
(1) Образовательные учреждения должны иметь в собственности или на ином законном основании имущество, необходимое для осуществления образовательной деятельности, а также иной предусмотренной уставами образовательных организаций деятельности.
(2) Материально-техническая база системы образования состоит из зданий, инженерных сооружений, библиотек, лабораторий, мастерских, земельных участков, учебных хозяйств, базовых школ или садов, оснащения, транспортных средств, установок и друг их материально- технических средств, предусмотренных нормативами.
(3) Развитие материально-технической базы осуществляется за счет бюджетных и собственных средств учебного заведения.
(4) Хозяйствующие субъекты, органы местного публичного управления имеют право передать учебным заведениям оборудование, установки, аппаратуру, транспортные средства, жилые помещения, земельные участки и другое имущество в порядке спонсорства или покрытия расходов на подготовку и повышение квалификации своих специалистов, а также за предоставление других услуг.
(5) Запрещается отчуждение и передача принадлежащих учебным заведениям зданий, сооружений и земельных участков, на которых они расположены, в целях, иных чем образовательные, воспитательные и культурно-просветительные.
(6) Учебные заведения не могут сдавать в аренду принадлежащие им помещения без согласия Главного управления образования.
(7) Контингент детей и учащихся в образовательном учреждении  планируется в соответствии с количеством имеющихся мест в учебных помещениях и в общежитиях согласно установленным нормативам.

Глава VII.
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ.

Статья 61. Формы и направления международного сотрудничества в сфере образования.
1.    Международное сотрудничество  в сфере образования осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
2.     Главное управление образования осуществляют взаимодействие в сфере образования с международными организациями, учебными заведениями других государств, иностранными неправительственными организациями в пределах своей компетенции и порядке, установленном законодательством автономии.
3.    Главное управление образования принимают участие в международном сотрудничестве в сфере образования посредством заключения договоров по вопросам образования  и науки по следующим направлениям:
- разработка и реализация  совместных образовательных и научных программ;
- повышение квалификации   менеджерских, педагогических и иных  кадров,  научных работников  в иностранных образовательных учреждениях;
- проведение совместных научных исследований и мероприятий, осуществление фундаментальных и прикладных научных исследований в сфере образования, совместное осуществление инновационной деятельности;
- заключение договоров с иностранными учебными заведениями по подготовке на бюджетной основе специалистов для народно - хозяйственного комплекса Гагаузии
- участие в деятельности международных организаций и проведении международных образовательных, научно-исследовательских, конгрессов, симпозиумов, конференций, семинаров, а также обмен учебно-научной литературой на двусторонней и многосторонней основе.
Статья 62. Обучение за границей.
(1) Учащиеся и студенты имеют право на получение образования за границей на основе межгосударственных, межправительственных, межминистерских соглашений и соглашений заключенных  Исполнительным комитетом   и Главным  управлением образования  Гагаузии а также на основе индивидуально заключенных договоров.
(2) Лица, направленные на учебу за границу на основе соглашения о сотрудничестве, пользуются предусмотренными соглашением льготами.
(4) Граждане, окончившие учебные заведения за границей, пользуются при трудоустройстве равными правами с выпускниками учебных заведений  Гагаузии.
(5) Документы об образовании, выданные за рубежом, признаются в  Гагаузии в установленном порядке.
Статья 63.  Права и обязанности иностранных учащихся и студентов.
(1) Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть приняты в учебные заведения Гагаузии  на основе:
а)  соглашений, одной из сторон которой является  Гагаузия;
б) межгосударственных, межправительственных           
и     межминистерских соглашений, а также соглашений, заключенных между учебными заведениями, получившими на то разрешение в установленном порядке;
(2) Иностранные граждане и лица без гражданства, принятые на учебу в  образовательные учреждения Гагаузии, обязаны соблюдать  законодательство Республики Молдова и Уложение Гагаузии.

Глава VIII
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ   И ПЕРЕХОДНЫЕ  ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 64
(1) Нарушение положений настоящего закона влечет за собой материальную, дисциплинарную, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством.
(2) Несоблюдение родителями или опекунами положения настоящего закона об обеспечении посещения школы учащимися на этапе обязательного образования квалифицируется как нарушение закона и наказывается согласно действующему законодательству.
(3) Положения настоящего закона дополняются положениями других законов, касающихся квалификации нарушения в области образования и назначения меры наказания за совершенное нарушение.

Статья 65
(1)    Часть (2) и (3)  Статьи 13 настоящего закона вступает в силу поэтапно по мере подготовки  дидактических кадров и учебно-методического и научного  обеспечения.

Статья 66
Настоящий закон вступает в силу со дня опубликования.



Обновлено 19.03.2013 06:50